Сфера профессиональной деятельности
Выпускник предназначен для работы в отраслях (областях): нефтепереработка, нефтехимия, переработка полимеров, геология, гидрогеология, горная промышленность, наука и образование.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются предприятия по производству органических веществ, по переработке нефти, газа, угля и полимеров, эластомеров, лакокрасочных материалов, порохов, твердых и жидких ракетных топлив, по подготовке, добыче и транспортировке углеводородного сырья и их рационального использования; научно-исследовательские и проектные отраслевые институты; средние технические учебные заведения; оборонные предприятия, горно-добывающие отрасли промышленности.
Предметами профессиональной деятельности бакалавра являются: продукты основного и тонкого органического синтеза, полимеры, аппараты и оборудование химической технологии производства и переработки органических веществ и материалов, различные типы сырьевых и вспомогательных материалов и веществ (в т.ч. нефть, газ, уголь, растительное сырье), полимеры, мономеры, эластомеры химические реагенты и реактивы, научно-исследовательские приборы и оборудование.
Виды профессиональной деятельности
организационно-технологическая;
производственно-управленческая;
проектная;
научно-исследовательская;
образовательная, педагогическая.
Функции профессиональной деятельности
Организационно-технологическая деятельность
организация и реализация входного контроля сырьевых материалов с позиций возможности производства и переработки органических веществ;
оценка состава и свойств исходного сырья с целью возможности разработки новых технологических процессов, обеспечивающих высокое качество;
анализ путей совершенствования и модернизации технологических линий, оборудования с целью проведения высокоэффективных технологических процессов по производству и переработке органических веществ.
Производственно-управленческая
организация работы коллектива в условиях действующего производства;
осуществление технического контроля;
проведение технико-экономического анализа производства.
Проектная деятельность
проектирование новых и модернизация действующих технологических схем, выбор технологических параметров, расчет выбора оборудования;
разработка проектно-сметной документации, обеспечивающей эффективность проектных решений;
анализ и оценка альтернативных вариантов технологической схемы и отдельных узлов на основе широкого использования математических моделей.
Научно-исследовательская деятельность
планирование и проведение научных исследований в области химической технологии органических веществ;
моделирование и оптимизация производственных установок и технологических схем;
анализ научно-технической литературы и проведение патентного поиска.
Образовательная (педагогическая) деятельность
обучение молодежи химии и технологии переработки органических веществ;
воспитание молодого поколения в педагогической и производственной деятельности.
Типовые задачи профессиональной деятельности
организация и реализация входного контроля исходных сырьевых материалов, веществ и вспомогательных материалов для обеспечения действующих технологических линий и процессов;
проведение технологического контроля действующих технологических линий, процессов и технологического оборудования по производству и переработке органических веществ, переработке нефти, газа и угля, полимеров, эластомеров, синтетических волокон в соответствии с требованиями промышленного технологического регламента и технико-эксплуатационной документации;
экспертиза и диагностика состояния и динамики объектов деятельности (технологических процессов, оборудования и т.п.) с использованием необходимых методов и средств анализа;
разработка технических заданий на проектирование новых технологических процессов, технологических линий или технологического оборудования;
разработка технических заданий на проектирование по модернизации существующих технологий, технологических процессов, технологических линий или технологического оборудования нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий;
разработка технологических регламентов различного типа (лабораторного, опытно-промышленного, промышленного);
участие в отработке опытно-промышленных и промышленных технологических регламентов;
участие в проведении научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке новых химических технологий и технологических процессов;
разработка проектно-сметной документации по производству органических веществ и материалов, участие в проведении пусконаладочных работ;
анализ и оценка альтернативных вариантов технологических схем и отдельных узлов промышленных предприятий по производству органических веществ;
организация работы коллектива исполнителей и специалистов в условиях действующего производства;
поддержка необходимого уровня трудовой и производственной дисциплины;
проведение технико-экономического анализа производства;
принятие и реализация управленческих решений в условиях различных мнений;
продолжение образования на последующей ступени высшего професcионального образования.
Направления профессиональной деятельности
производственно-управленческом;
инженерно-техническом;
организационно-технологическом;
проектно-технологическом;
конструкторском;
организационно-управленческом;
научно-исследовательском;
образовательно-педагогическом.
Содержание профессиональной деятельности
Бакалавр химик-технолог в зависимости от вида профессиональной деятельности подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
производственно-технологическая деятельность:
организация и осуществление входного контроля сырья и материалов, используемых в производстве органических веществ и материалов;
оценка состава и свойств исходного сырья, промежуточных продуктов с целью возможности разработки новых технологических процессов, обеспечивающих высокое качество;
контроль и обеспечение высокой эффективности использования оборудования, сырья и вспомогательных материалов;
организация и обеспечение эффективности функционирования технологических линий, технологических процессов по производству и переработке органических веществ и материалов в соответствии с требованиями технологического регламента;
организация и обеспечение эффективности функционирования технологических линий, технологических процессов по переработке нефти, газа, угля, полимеров, эластомеров, растительного сырья в соответствии с требованиями технологического регламента;
экспертиза и диагностика состояния и динамики технологических процессов и технологического оборудования с использованием необходимых методов и средств анализа.
Проектная деятельность:
разработка технических заданий на проектирование новых технологических процессов, технологических линий или технологического оборудования;
разработка технических заданий на проектирование по модернизации существующих технологий, технологических процессов, технологических линий или технологического оборудования;
разработка технологических регламентов различного типа (лабораторного, опытно-промышленного, промышленного);
отработка опытно-промышленных и промышленных технологических регламентов;
обеспечение и участие в пусконаладочных работах;
разработка проектно-сметной документации в производстве органических веществ и материалов;
анализ и оценка альтернативных вариантов технологической схемы и отдельных узлов.
научно-исследовательская деятельность:
проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке новых химических технологий и технологических процессов;
проведение пусконаладочных работ.
организационно-управленческая деятельность:
организация и обеспечение эффективной работы коллектива исполнителей и специалистов в условиях действующего производства;
поддержка необходимого уровня трудовой и производственной дисциплины;
проведение технико-экономического анализа производства;
принятие и реализация управленческих решений в условиях различных мнений.
Требования к ключевым компетенциям
должен иметь представление:
об основных гуманитарных, социальных и экономических учениях; о процессах и явлениях природы, их единстве и взаимосвязи; о культурных ценностях человечества;
о фундаментальном единстве естествознания, его незавершенности и возможности дальнейшего развития; о глобальных проблемах экологии;
о роли и значении национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;
об архитектуре современных компьютеров; о месте и роли химической технологии в развитии науки, техники и производства;
об основных химических производствах, источниках сырья, принципах построения и анализа химико-технологических систем;
о тенденциях развития химической технологии;
об основных научно-технических проблемах и перспективах развития в области химической технологии производства и переработки полимеров, переработки нефти, газа, угля и их взаимосвязи со смежными отраслями.
Знать:
историю страны и ее место в мировом сообществе;
условия формирования личности и ее свободы;
современные научные методы познания природы и различных процессов;
основы экономической теории и правовой системы законодательства Казахстана;
основы информатики; классификацию языков программирования;
основы математики, законы физики, химии, необходимые для решения профессиональных задач;
сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы наук, определяющих конкретную область его деятельности;
основы проектирования технологических объектов;
физико-химические основы гидродинамических, тепловых, массообменных и реакционных процессов химической технологии, в том числе термических, каталитических;
методы химического и инструментального анализа веществ и контроля их качества, функции, принципы построения и элементную базу систем автоматического управления;
основные элементы конструкций производственных зданий и генплана предприятий;
организационно-экономические основы деятельности предприятий;
принципы построения технологических схем производства и переработки органических веществ и выбора технологического оборудования нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий;
принципы создания безотходных и экологически безопасных технологий.
Уметь:
научно анализировать социально значимые проблемы и процессы;
использовать методы гуманитарных наук в различных видах процессов и социальной деятельности;
на научной основе организовать свой труд;
приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;
составлять и использовать математические модели, составлять нормативные и правовые документы;
вести на иностранном языке беседу-диалог, читать литературу по специальности;
составлять рефераты, деловые письма на иностранном языке;
поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, использовать для их решения методы изученных дисциплин;
использовать основные понятия, законы и модели механики, электричества и магнетизма, колебаний и волн, квантовой физики, статистической физики и термодинамики, химических систем, реакционной способности веществ, химической идентификации, экологии;
планировать и организовать технологические процессы производства органических веществ;
управлять ими с применением средств автоматики;
проектировать технологические линии новых предприятий, анализировать условия и режим работы технологического оборудования;
производить научные исследования в области технологии производства и переработки полимеров, переработки нефти, газа и угля, обрабатывать и анализировать полученные результаты.
Иметь навыки:
физического самосовершенствования;
культуры мышления и выражения мыслей;
владения государственным и официальным языками Республики Казахстан;
компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации;
знаниями основных производственных отношений и принципами управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов;
приемами проектирования, конструирования, выбора, расчетов технологического оборудования;
методами составления тепловых и материальных балансов химических производств;
способностью быстрого освоения прогрессивных технологий и смежных специальностей;
методами технико-экономического анализа инженерных решений.
Быть компетентным:
в области гуманитарных и социально-экономических наук;
в основах производственных отношений; в основах информатики, математики, физики, в технологии органических веществ, в неорганической, органической, физической химии, экологии, химии и технологии нефти, газа, угля и полимеров;
в организационно-экономических основах деятельности предприятий;
принципах построения технологических схем производства и переработки органических веществ, нефти, газа, угля, полимеров;
в выборе технологического оборудования.