Сферой профессиональной деятельности производство, все отрасли промышленности, включая военно-промышленный комплекс, а так же проектно-конструкторские и научно-исследовательские.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются организации, предприятия военно-промышленного комплекса, государственные органы управления, проектно-конструкторские и научно-исследовательские организации, фирмы различных форм собственности.
Предметы профессиональной деятельности
технологические машины и оборудование;
энергетическое оборудование;
ходовое оборудование;
рабочее оборудование;
системы привода машин;
системы управления движением;
системы жизнеобеспечения оператора;
общий корпус для размещения всех частей машины;
конструкционные и эксплуатационные материалы;
оборудование для изготовления, испытания и утилизации технологических машин;
оборудование для технического обслуживания и ремонта технологических машин;
контрольно-измерительные приборы для изготовления и эксплуатации машин;
оборудование для автоматизации рабочих процессов машин;
оборудование для проектирования машин.
Сферой профессиональной деятельности бакалавра являются все отрасли экономики, включая военно-промышленный комплекс, индустрию, сельское и коммунальное хозяйства, сферы производства и потребления, государственные органы в области безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды, защиты в чрезвычайных ситуациях, экологические службы.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются предприятия и организации, оказывающие влияние на природосоставляющие, техногенные, социальные, информационные системы и их компоненты; водные, земельные, биотические и прочие ресурсы; факторы, определяющие безопасность жизнедеятельности, защиту окружающей среды; занимающиеся разработкой, внедрением и эксплуатацией технологических систем, сетей и защитой в чрезвычайных ситуациях; позволяющие предотвращать пожарную, экологическую, химическую, радиационную и другие опасности, проектно-изыскательские институты, бюро, фирмы и т.п. различных форм собственности
Предметами профессиональной деятельности бакалавров являются инженерные сооружения, оборудование, информационные системы и программные продукты, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности, защиту окружающей среды, защиту в чрезвычайных ситуациях.
Виды профессиональной деятельности:
Производственно-технологическая деятельность:
участие в проведении мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды, предупреждению и ликвидации природных и техногенных чрезвычайных ситуаций;
разработка, внедрение и эксплуатация технологических систем, сетей и оборудования, предназначенных для осуществления безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды, защиты в чрезвычайных ситуациях;
выполнение мероприятий по метрологии, стандартизации средств контроля и измерения, их наладка, поверка и настройка;
оценка технико-эколого-экономической эффективности при внедрении мероприятий, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности и защиту окружающей среды;
осуществление контроля за эксплуатацией природо и трудоохранных средств и спасательной техники, за соблюдением норм, правил и стандартов охраны труда, защиты в чрезвычайных ситуациях и охраны окружающей среды, регламентирующим производственные процессы и оборудование, спасательные работы и технику, ликвидацию последствий аварий, катастроф и экологический бедствий;
проведение первичного учета и анализа оперативно-текущих показателей выполняемых работ, измерение опасных и вредных производственных факторов, негативных факторов и техногенного риска производств и технических систем при чрезвычайных ситуациях, и также мониторинг окружающей среды;
проведение оценки опасных и вредных факторов производства;
предупреждение аварийных ситуаций на предприятиях;
проведение экспертизы и аудита хозяйственной и иной деятельности предприятий, организаций и граждан; оценка допустимости реализации объекта экспертизы с точки зрения безопасности для человека и окружающей среды;
формирование и организация деятельности специализированных мониторинговых, аварийно-спасательных, трудоохранных служб, их материально-технической базы.
Проектная деятельность:
участие в подготовке технических заданий на разработку и проектирование схем, приборов, аппаратов и систем, используемых в безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды с технико-эколого-экономическим обоснованием устройства, структуры и принципа действия;
разработка нормативно-технической и нормативно-экологической документации, касающейся безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды;
разработка технической и рабочей документации и проектов на исследования социально-экологических систем и проблем, связанных с защитой окружающей среды, рациональным природопользованием и безопасностью жизнедеятельности.
Организационно-управленческая деятельность:
постановка целей и формулирование задач по текущей работе и на перспективу;
организация работы малых коллективов исполнителей; разработка оперативных планов первичных производственных подразделений;
ведение технической и экологической документации, касающейся профессиональной деятельности;
разработка норм и правил в области безопасности жизнедеятельности, а также установление порядка их выполнения при проведении хозяйственной и иной деятельности.
Экспериментально-исследовательская деятельность:
проведение измерений и обследования фактического состояния рабочей зоны, окружающей среды, природных ресурсов, управление их качеством и прогнозирование на текущий и долгосрочный периоды и анализ результатов;
составление описаний проводимых исследований, подготовка данных и составление отчетов, обзоров и научных публикаций;
участие в разработке и реализации методов и программ в области безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды; предотвращения чрезвычайных ситуаций.
Функции профессиональной деятельности:
проведение работ по созданию условий безопасности жизнедеятельности, охране труда и окружающей среды, защиты в
чрезвычайных ситуациях;
проведение обучения и инструктажа по технике безопасности, охране труда и окружающей среды;
осуществление контроля выполнения требований по безопасности жизнедеятельности, охране окружающей среды.
Типовые задачи профессиональной деятельности
повышение профессионального уровня;
информирование руководства и персонала об изменениях в законодательных, нормативно-правовых и иных документах в области безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды и защиты в чрезвычайных ситуациях;
разработка инструкций и других документов, касающихся обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны труда и защиты окружающей среды;
участие в проведении работ, связанных с предотвращением чрезвычайных и аварийных ситуаций, а также с ликвидацией их последствий;
составление нормативно-технической, нормативно-экологической, отчетной и иной документации;
анализ и прогноз состояния рабочей зоны и окружающей среды.
Профессиональная деятельность бакалавра направлена на обеспечение безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды, предотвращение чрезвычайных ситуаций.
Содержание профессиональной деятельности бакалавра заключается в разработке, реализации и контроле проектов, программ, технических решений и мероприятий по пожарной, промышленной, экологической, химической, радиационной, биологической и другим видам безопасности; по защите окружающей среды и ее компонентов (воздушный бассейн, водные, земельные, биотические и другие ресурсы) от техногенного воздействия; осуществление исследовательской, экспериментальной, аудиторской и иных видов деятельности, касающихся решения проблем в области безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды и защиты в чрезвычайных ситуациях.
Требования к ключевым компетенциям
бакалавр должен иметь представление:
о природных и техногенных процессах, обуславливающих нарушение требований безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды и защиты в чрезвычайных ситуациях;
о многофункциональной деятельности человека и человечества, основанной на современных подходах к требованиям безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды;
о возможностях передовых научных методов познания и пользоваться ими на уровне, необходимом для оперативного решения проблем безопасностижизнедеятельности и защиты окружающей среды;
об этических, правовых нормах, регулирующих отношения между людьми, человеком и обществом в области безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды, а также их применения при реализации различных программ в этой области;
о сущности и социально-общественной значимости своей специальности; основных проблемах, обуславливающих профессиональную деятельность бакалавра;
знать:
основные положения Конституции Республики Казахстан, законодательные и нормативно-технические акты в области безопасности жизнедеятельности, охраны окружающей среды и рационального природопользования, защиты в чрезвычайных ситуациях;
принципы стандартизации, сертификации и техники измерений в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды;
методы оценки технико-экономической и эколого-экономической эффективности мероприятий, проводимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды;
основы охраны труда, промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности, а также радиационной, химической, биологической, пожарной безопасности;
базовые языки и основы программирования, типовые программные продукты, ориентированные на решение задач в области безопасности жизнедеятельности.
уметь:
профессионально осуществлять свою производственную и общественную деятельность;
поставить цель и сформулировать задачи по текущей работе и на перспективу;
кооперироваться с коллегами и планировать работу малых коллективов;
реализовывать свои потенциальные возможности по повышению образовательного уровня, научного кругозора, компетенции, квалификации, приобретению новых знаний, умений и навыков, совершенствованию знаний казахского, русского и иностранных языков;
пользоваться средствами информатики и компьютерной техники для поиска, сбора, хранения, обработки и применения информационных продуктов;
быть готовым к расширению сферы или изменению характера своей профессиональной деятельности;
иметь навыки:
эффективного использовать знания и умения в области безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды, защиты в чрезвычайных ситуациях, охраны труда, информатики, экономики предприятий и природопользования;
ориентироваться в стратегии главных направлений в области социально-гуманитарных, естественных, общепрофессиональных и специальных наук, а также использовать их методы в своей профессиональной и производственной деятельности;
развивать культуру мышления, пользования общими законами диалектики и логики, изложения в устной и письменной форме результатов своей профессиональной деятельности.
быть компетентным:
ориентироваться в вопросах законодательной, нормативно-правовой базы в области безопасности жизнедеятельности, охраны труда, защиты окружающей среды, защиты в чрезвычайных ситуациях;
ориентироваться в вопросах организации, проведения и контроля мероприятий в области безопасности жизнедеятельности, охраны труда, защиты окружающей среды;
ориентироваться в вопросах разработки и составления экологической и технической документации, проектов, программ, планов предприятий, организаций;
ориентироваться в области проведения экспериментально-исследовательских работ;
ориентироваться во всех аспектах профессиональной деятельности, касающейся безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды, защиты в чрезвычайных ситуациях.
Основные общенациональные цели образования и иерархия целей (по циклам дисциплин)
воспитание в духе патриотизма, дружбы народов Республики Казахстан, уважения к культурным традициям и обычаям;
формирование общечеловеческих и социально-личностных ценностей выпускника;
формирование экологической, физической, этической, правовой культуры, культуры мышления;
языковая подготовка бакалавра;
формирование фундаментальных знаний, необходимых для усвоения профессиональных дисциплин;
формирование теоретических и практических знаний, умений и навыков, необходимых для их реализации в профессиональной деятельности.